ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ — ОТКУДА ОНИ?

 С привычками ребенок не рождается.    Откуда же у детей нежелательные привы­чки?

Одна из существенных причин — пример старших.  Ребёнок очень восприимчив как к хорошему, так и к дурному и как важно поэтому не давать  повода для образования нежелательных привычек.

Отсутствие целенаправленного и своевременного воспитания полезных привычек также может открыть путь для нежелательного в поведении ребенка. Например, если взрослые не требуют от детей, чтобы они не выходили из-за стола, не прожевав и не проглотив пищу, ребята бегут играть с полным ртом.

Сталкиваясь с новыми обязанностями, получая в свое рас­поряжение новые вещи или попадая в новые условия, ребенок ещё не знает, как себя вести; его опыт невелик, привычной формы поведения в этих новых обстоятельствах еще нет. Если взрослые не подскажут, как надо себя вести, и не проследят, чтобы все делалось, как надо, образование привычек будет стихийным.  

         Некоторые дети, не имея опыта взаимоотношений со сверст­никами, в детском саду вступают в конфликты, предпочитают разрешать их в драках, по каждому пустяку жалуются воспи­тателю. Здесь важны согласованные действия воспитателя и родителей, чтобы не допустить образования привычки драть­ся, ябедничать, научить ребенка дружески относиться к сверст­никам. Неправы те родители, которые внушают ребенку, что надо уметь «дать сдачу», видя в этом главный способ само­утверждения ребенка. Воспитатель разубеждает сторонников такого метода, на примерах показывает, как у ребенка может сформироваться жестокость.

Многие отрицательные привычки взрослые сами невольно прививают ребенку. Так, например, постоянно пичкают его едой, насильно кормят, причем в таких количествах, которые превышают его потребности. Это нередко ведет к так называемой привычной рвоте, которая может в другой раз появиться  при одном только виде пищи.

Некрасивые привычки возникают у детей из-за неудобной одежды, отсутствия носового платка или неудачной прически. Причины, породившие их, устранимы значительно легче, чем вызванные ими и прочно закрепившиеся действия. Поэтому так важно заботливо следить за одеждой ребенка, вовремя подстригать полосы, приучать самого ребенка следить за тем,  чтобы у него всегда с собой был носовой платок.

Правильные взаимоотношения с детьми, построенные на  взаимном уважении и доверии, — залог успеха в воспитании ребёнка, в том числе и в воспитании полезных привычек. Чрезмерная строгость порождает у детей привычку скрывать свои мысли и чувства, а излишняя опека лишает самостоятельности,  ограничивает возможность приобретения многих навыков и полезных привычек, доступных их сверстникам.

Одно из средств перевоспитания вредной привычки — заме­щение ее полезной. Малыш не знает, чем заняться. Надо при­учать его находить себе дело, развивать интересы, дать ему возможность почувствовать радость достижений в овладении тем или иным умением.

Ребенок мусорит в помещении, на улице: бросает на пол бумажки от конфет, огрызки яблока, обрезки бумаги — при­учайте его на улице использовать урну, укажите, как посту­пать в таких случаях дома. На первых порах не обойтись без напоминаний. Не менее важно, чтобы остальные члены семьи служили образцом в этом отношении, нужная привычка вскоре закрепится.

Искоренение нежелательного — процесс постепенный, нередко более трудный и продолжитель­ный, чем образование новой привычки. На первых порах на­до помогать ребенку воздерживаться от нежелательного: напоминать, отвлекать, переключать внимание. Это поможет забыть нехорошую привычку.

Итак, осуждение вредных привычек, устранение причин, порождающих и укрепляющих их, и замещение положительными – вот основные пути, ведущие к искоренению нежелательного в поведении ребёнка.

Нередко взрослые пожинают плоды своих упущений в воспитании ребёнка, когда он становится школьником: в ранце «жёваные» тетради,  в классе вертится за партой, плохо выполняет обязанности дежурного. Поэтому очень важно своевременно воспитывать у детей полезные и доступные навыки и привычки.

 

 

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ

В детский сад поступают дети с разным отношением мальчи­ков и девочек друг к другу: «Я с мальчишками не вожусь»; «Мальчишки драчуны»; «Девчонки плаксы»; «Не будешь играть с нами — мы девочек не принимаем в игру».

Не все родители умеют видеть в своих детях будущих мужчин и женщин, с одинаковой меркой подходят и к мальчикам, и девочкам. Социологи, психологи и педагоги отмечают, что в послед­нее время в семейном воспитании допускается некоторая феминизация, при которой мальчику прививают черты, не свойствен­ные мужчине, изнеживают его, растят в условиях безотказности, лишают возможности проявлять волевые усилия, приобретать ду­шевную закалку, забывают о формировании культуры поведения, предусматривающей уважительное отношение к женщине. Роди­тели выпускают из виду, что в воспитании сыновей и дочерей (даже если они совсем малы!) должна быть определенная спе­цифика: сегодняшний мальчик — это будущий мужчина, защитник Родины, глава семьи, опора в доме, а маленькая дочь — будущая женщина, заботливая мать. Значит, и тех, и других следует заранее готовить к выполнению своих обязанностей.

Что можно посоветовать родителям?

Пока мальчики малы, их мужское достоинство может выра­зиться лишь во внешних формах поведения: уступить девочке место, пропустить ее вперед, помочь там, где требуется физи­ческая сила. Эти маленькие проявления предупредительности должны лечь в основу взаимоотношений детей. Когда внешние формы поведения воспитываются своевременно, то в дальнейшем они выглядят естественными, по мере роста ребенка превращают­ся в потребность, становятся выражением внутреннего стрем­ления поступать согласно правилам вежливости.

Волевые качества мальчика проявляются в умении защитить младшего, поступиться своим удобством ради другого, без нытья переносить боль от случайного синяка — непременного спутника детства, сдерживать слезы тогда, когда, казалось бы, без них не обойтись…

Правильные отношения между мальчиками и девочками формируются быстрее, если им внушают: мальчик не должен оби­жать девочку; при необходимости заступиться за девочку — долг каждого, кто сильнее; при равных правах на облюбованную вещь или игрушку мальчик должен уступить ее девочке, подождав своей очереди.

Эти правила способствуют пробуждению в мальчике уважи­тельного отношения к девочкам. Девочки должны усвоить прави­ло: если тебе уступили, помогли, не забудь поблагодарить за это и при случае сама поступай так же.

Необходимо помнить, что по отношению к мальчикам нельзя злоупотреблять такими требованиями, которые постоянно ставят их в положение подчинения. Это не принесет пользу ни мальчикам, ни девочкам. Если взрослый, напоминая мальчику: «Помоги, уступи, принеси, прояви внимание», старается поднять его соб­ственное достоинство, то мальчик не будет чувствовать себя ущемленным в правах, а, напротив, станет ощущать себя покрови­телем.

Задача педагога и родителей — научить ребенка уважать в себе будущего мужчину. Когда от мальчика требуется уступка, взрослый подводит его к пониманию важного положения: ты уступаешь не потому, что слаб, а потому, что силен.

Обязанность педагога — разъяснять родителям, насколько важ­но учить ребенка умению вести себя благородно с ранних лет. Иначе в дальнейшем трудно будет воспитать в сыне сдержан­ность, привить ему важные понятия: быть сильным не только преимущество, но и ответственность; есть сила не только мускуль­ная, но и душевная, проявляющаяся в умении сдержать себя, в чем-то себе отказать, поступиться собственным удобством ради других; превосходство физическое должно находить выражение в благородстве поступков.

Если ребенок поступил неправильно, взрослый замечает в доброжелательном тоне: «Вместо того чтобы придержать дверь и пропустить девочку вперед, ты оттолкнул ее и сам проскочил. Как надо было поступить?» Этим педагог побуждает ребенка к анализу собственного поступка.

Иногда допустимо обратить внимание ребенка на то, как не­красиво поступил их сверстник, когда оттолкнул девочек, отнял у них игрушки или сломал их постройки. Такие приемы допустимы лишь в исключительных случаях, когда другие, более мягкие, не имели успеха.

Решая задачу создания дружного детского коллектива, в котором общение мальчиков и девочек строится на основе взаимной доброжелательности, равенства, уважительного от­ношения друг к другу, педагог подчеркивает: «В нашей группе мальчики и девочки дружат»; «Наши девочки, как и мальчики, ловкие и смелые»; «Они рукодельницы, как их мамы»; «Хорошие хозяюшки: видите, какой порядок навели в игровом уголке» и т. д. При случае педагог отмечает отдельные проявления ими доброты, внимания, сердечности, аккуратности, организованности. Поощря­ет, когда девочки и мальчики вместе дружно играют, трудятся, помогают друг другу.

Вся работа, проводимая в детском саду по воспитанию у де­тей культуры поведения, должна находить продолжение в семье.

Наблюдая отношения отца и матери, ребенок получает уроки вежливости или грубости, внимания или пренебрежения, велико­душия или мелочности. Если мальчик видит, как его папа внима­телен и заботлив, нежен и предупредителен к маме, то он воспри­нимает это как обязательные мужские качества. Мальчики с раннего детства подражают в первую очередь мужчинам («Мы вместе с папой»; «Помогаю маме, бабушке, как папа»; «Я силь­ный, все могу, как папа»). Девочки подражают мамам («Буду добрая, как мама»; «Я и мама — рукодельницы»).

Отец и мать обязаны помнить, что их взаимоотношения, построенные на любви и уважении друг к другу, заботе и внимании, необходимы для ребенка как пример для подража­ния, в результате которого развиваются в сыне и дочери все лучшие человеческие качества.